МБОУ «Долматовская СШ № 6»
Викторина по книге Бориса Полевого
«Повесть о настоящем человеке» для учащихся 7-9 классов
Авторы: Чуркина Ольга Викторовна, Петровская Валерия Львовна
Накануне игры школьники получают задание прочитать «Повесть о настоящем человеке»
Цель проведения игры: формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за страну-победительницу в ВОВ.
Задачи:
- формирование у обучающихся интереса к чтению литературы о войне;
- развитие интереса к художественному слову;
- повышение речевой культуры обучающихся;
- расширение читательского кругозора обучающихся.
Приветствие. Вступительное слово
Борис Николаевич Полевой — советский писатель-прозаик, журналист и военный корреспондент. Выдающимися трудами автора стали: «Повесть о настоящем человеке», в которой описан знаменитый подвиг летчика Алексея Маресьева
Полевой являлся участником советско-финской войны (1939 – 40 годов). В 1941 году переехал жить в Москву, где работал на Калининском фронте военным корреспондентом.
Накопленный за время войны материал стал основой для будущих книг писателя. Всеобщую славу и мировую известность Борису Полевому в 1946 году принесла книга, написанная им во время присутствия на Нюрнбергском процессе в качестве военного корреспондента. За 19 дней он написал состоящую из четырех глав «Повесть о настоящем человеке». Автор был награжден за нее Сталинской премией в 1947 году. В основе лежит подвиг летчика, героя Советского Союза А. П. Маресьева, который продолжал воевать даже после того, как лишился обеих ног.
1 тур Конкурс красноречия «Значение ВОВ в истории России» (домашнее задание)
2 тур. Разминка или «Кто есть кто»
В повести много героев, различных названий – имен собственных.Объясните в нескольких словах данные имена собственные:
1. Андрей Дегтяренко – летчик, друг Мересьева
2. Дед Михайло – дед из деревни Плавни, который лечил М.
3. Партизаночка - курица
4. Семен Васильевич – сосед по госпиталю
5. Григорий Гвоздев – танкист с обожженным лицом, сосед по госпиталю, потерял всех родных
6. Клавдия Михайловна - медсестра
7. «Рихтгофен» – немецкая авиадивизия
8. Василий Васильевич – профессор, врач, лечивший А.М.
9. Ольга – невеста А.М.
10. Зуев – мастер, сделавший протезы
11. Анюта Грибова – подруга Григория Гвоздева
3 тур Самолеты. Еда. Песня
1. Самолеты Великой отечественной войны. Распределите по группам: советские - немецкие.
Ил-2, Ю-87, Ла-5, Ме-109, УТ-2, Як-9, Фокке-Вульф-190, МиГ-3
2. Одной из тяжелейших тягот, выпавших на долю А.М., был голод. Перечислите всё, чем питался летчик в пути. (Хлебные крошки, тушёнка, молодая сосновая кора, почки берёз и лип, мягкий зелёный мох, листья брусники, семя ели и сосны, клюква, ёж.За каждый ответ 1 балл)
3. Послушайте куплет из песни «Рябина». Вспомните, когда в повести исполняется эта песня.
4 тур Внимание к деталям
1. Город, где родился Мересьев. (Камышин)
2. Сколько лет было А.М., когда с ним произошла история, рассказанная в повести Б.Полевого (23 года)
3. Как назывался район, где А.М. попал в когти немецкой авиадивизии «Рихтгофен» (Старая Русса)
4. Название деревни, куда попал после падения самолета измученныйМересьев (Плавни)
5. Кто из героев повести был родом из Дорогобужа (Григоий Гвоздев)
6. Сколько дней длилось тяжкое путешествие Мересьева из немецкого тыла (18)
7. Номер палаты, в которой в госпитале лечился Мересьев (42)
8. Что означала палата под негласным названием «полковничья» (резерв для героев Советского Союза)
9. Как между собой больные называли мертвецкую палату (палата № 50)
10. Сколько фотографий своей невесты Ольги было у Мересьева (две, одна - довоенная, другая - в военной форме)
11. Для чего Григорию Гвоздеву понадобились пудра и крем (чтобы замаскировать изуродованное ожогами лицо)
12. Что подарил при выписке из госпиталя Мересьву профессор Василий Васильевич (старинную трость)
13. «Он тут же упал на колени, срубил кинжалом деревце, отрезал ветки, обмотал рогатку носовым платком, бинтами». Для чего Мересьев сделал это приспособление? (чтобы идти дальше, ноги его слабели с каждой минутой)
14. С героями какого известного писателя сравнивал Мересьева военврач, отправлявший его в московский госпиталь (с героями Джека Лондона)
15. Где А.М. взял эсэсовский нож в виде древнегерманского меча с рукоятью красного дерева с надписью на лезвии (вырвал из тела убитой фашистами медсестры. Часть 1, глава 4)
16. Как А.М. отблагодарил деда Михайлу за то, что тот пытался выходить Алексея (подарил этот трофейный нож)
17. С какой просьбой А.М. обратился к Зиночке из канцелярии (научит его танцевать)
18. Что подумал механик, когда наблюдал, как А.М., прибывший из госпиталя, садится в самолет (механик решил, что он пьян)
19. Чему был удивлен инструктор Наумов после первого тренировочного полета с Мересьевым (что у курсанта не замерзли ноги)
20. «Алексей был новым человеком в полку. Погибших он не знал даже в лицо. Но он поддался общему настроению. В его жизни случилось самое важное и большое событие, к которому он стремился всей своей волей, всеми силами души, - событие, решившее всю его дальнейшую жизнь» (часть 4, глава 4) О каком событии идет речь? (он вернулся в строй после ампутации обеих ног, в первом же бою сбил два вражеских самолета)
21. Как между собой больные в госпитале стали называть человека, с появлением которого все переменилось и который «сумел к каждому подобрать свой ключик» (Комиссар)
22. Какое лекарство, по мнению Комиссара, было лучше, чем «люминалы и вероналы» (письма)
Можете ли вы из листа школьной тетради свернуть «фронтовой треугольник» (пока жюри подводит итоги)
5 тур
Брейн-ринг
1. «Летчик Алексей Мересьев попал в двойные «клещи». Это было самое скверное, что могло случиться в воздушном бою», - читаем в повести. Объясните, что такое «двойные клещи» (его самолет обступили 4 вражеских самолета и повели на свой аэродром.Стрелять ему было нечем, весь боезапас был расстрелян в бою)
2. Назовите имя героя, которому первому в повести дано имя Настоящего Человека. Объясните, почему его так называли? (Семен Воробьев – Комиссар, называли его так за мужество, с которым он переносил страдания, причиненные ранением, всех, кто был рядом с ним, он сумел поддержать, нашел «к каждому свой ключик»)
3. Кто такой Валериан Аркадьевич Карпович, и какую роль он сыграл в судьбе А. Мересьва (это русский летчик времен первой Мировой войны, который летал без ступни.Мересьев узнал о нём из заметки и решил во что бы то ни стало летать)
4. Кого Комиссар называл «советским ангелом», а майор Стручков «чертом в халате» и почему. (Клавдию Михайловну, оба были в нее влюблены)
5. Что обещал Комиссар Клавдии Михайловне? (из ада вернуться, чтобы принести средство, которым черти веснушки выводят)
6. «Это в авиации продолжается мгновения, за которые самый проворный человек не успеет закурить папиросу. Но эти мгновения требуют от летчика такого нервного напряжения, такого испытания всех духовных сил, какого в наземном бою хватило бы на целый день сражения». (часть 4, глав 7) ЧтоЭто? О чем идет речь в данном фрагменте повести (лобовая атака, когда два самолета несутся друг на друга с бешеной скоростью, и тот, кто не выдержал, отвернул, погибает)
6 тур Конкурс красноречия «Что вы вкладываете в понятие Настоящий человек» (д/з)
Приложения
Распределите советские и немецкие самолеты по группам:
Ил-2, Ю-87, Ла-5, Ме-109, УТ-2, Як-9, Фокке-Вульф-190, МиГ-3
Советские |
Немецко-фашистские |
|
|
Объясните в нескольких словах данные имена собственные:
1. Андрей Дегтяренко
2. Дед Михайло
3. Партизаночка
4. Семен Васильевич
5. Григорий Гвоздев
6. Клавдия Михайловна
7. Рихтгофен
8. Василий Васильевич
9. Ольга
10. Зуев
11. Анюта Грибова
Советские:
Ил-2 — советский штурмовик времён Второй Мировой войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук
Ла-5 — советский одномоторный истребитель, созданный ОКБ-21 под руководством С. А. Лавочкина в 1942 году в г. Горьком. Самолёт представлял собой одноместный моноплан цельнодеревянной конструкции с убирающимся шасси и закрытой кабиной. Первоначальное название — ЛаГГ-5.
УТ-2 — советский учебно-тренировочный самолёт предвоенного и военного периодов.
Як-9 — советский одномоторный самолёт истребитель-бомбардировщик Великой Отечественной войны. Был разработан КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева. Являлся самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 года, всего было построено 16 769 самолётов.
МиГ-3 — советский высотный истребитель времён Второй мировой войны, основной ночной истребитель ВВС СССР во время Великой Отечественной войны. Конструкторская группа, возглавляемая А. И. Микояном и М. И. Гуревичем
Немецкие:
Юнкерс Ю-87 «Штука» «певун», «лаптёжник», реже — «лапотник— одномоторный двухместный (пилот и задний стрелок) пикирующий бомбардировщик и штурмовик времён Второй мировой войны.
Мессершмитт 109 традиционное для СССР написание — Ме-109 — одномоторный поршневой истребитель-низкоплан
Фокке-Вульф — самолётостроительная фирма Германии. Основана в 1923 году в Бремене при участии авиаконструктора Генриха Фокке и бывшего военного лётчика Георга Вульфа
Протокол результатов интеллектуальной игры
по повести Б.Полевого
МБОУ «Долматовская СШ № 6» от 10 октября 2018года
Команда |
Конкурс красноречия
1 и 2 |
2тур Кто есть кто |
3тур Самолеты |
4 тур
Внимание к деталям |
5 тур Брейн-ринг |
Сумма
баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Жюри: